Эдип

Эдип, в греческой мифологии сын фиванского царя Лая и Иокасты. Так как Лаю была предсказана Аполлоном смерть от руки собственного сына, он велел жене бросить новорождённого на горе Киферон, проколов ему булавкой сухожилия у лодыжек. Однако пастух, получивший ребенка от царицы Иокасты и не знавший истинной причины такого решения, сжалился над новорожденным и отдал его коринфскому пастуху, с которым встречался на горных выгонах. Тот отнёс ребенка своему бездетному царю Полибу, назвавшему мальчика Эдипом («с опухшими ногами») и воспитавшему его как родного сына. Однажды, когда Эдип уже был взрослым юношей, какой-то подгулявший житель Коринфа обозвал его подкидышем, и, хотя приёмные родители всячески успокаивали сына и не открыли ему тайну его рождения, Эдип решил отправиться в Дельфы, чтобы спросить оракула Аполлона о своём происхождении. Оракул вместо ответа дал Эдипу прорицание, что ему суждено убить отца и жениться на матери. Не смея вернуться в Коринф, который он считал своей родиной, Эдип отправился искать счастье на чужбине. По пути из Дельф, на перекрестке трёх дорог, ему повстречался какой-то знатный мужчина на колеснице в сопровождении слуг. В завязавшейся дорожной ссоре незнакомец ударил Эдипа по голове тяжелым скипетром, и в ответ разъяренный юноша дорожным посохом убил нападающего, его возницу и всех, как ему казалось, слуг. Однако один человек из свиты Лая (ибо это был он) спасся, вернулся в Фивы и рассказал, что царь погиб от рук разбойников. Эдип, продолжая путь, подошёл к Фивам и отгадал загадку обосновавшейся у городских стен чудовищной Сфинкс. В благодарность за избавление Фив от продолжительного бедствия фиванские граждане сделали Эдипа своим царем и дали в жены вдову Лая. Единственный свидетель встречи Эдипа с Лаем слуга, принесший известие о нападении разбойников, после воцарения Эдипа в Фивах отпросился у Иокасты на дальнее пастбище и больше в городе не показывался. Так исполнилось пророчество, данное Эдипу в Дельфах, хотя ни он сам, ни Иокаста об этом не подозревали и около 20 лет вели счастливую супружескую жизнь, во время которой родились четверо детей: Полиник, Этеокл, Антигона, Исмена. Только по прошествии длительного срока, когда Фивы были поражены моровой язвой и дельфийский оракул потребовал изгнания из Фив неразысканного убийцы Лая, Эдип в процессе выяснения обстоятельств давнего преступления сумел установить, чей он сын, кого убил и с кем находился в браке. Он выколол себе глаза золотой застежкой, снятой с платья повесившейся Иокасты и со временем был изгнан из Фив. Сопровождать слепого отца вызвалась преданная ему, несмотря на весь открывшийся позор, Антигона. После долгих скитаний Эдип доходит до священной рощи Эвменид в аттическом поселении Колон, где ему по давнему предсказанию суждено проститься с жизнью. Приютившему его Тесею Эдип открывает тайну, что в грядущих столкновениях афинян с фиванцами победа будет принадлежать той стороне, в чьей земле Эдип найдёт последнее прибежище. Пытающийся увлечь Эдипа обратно на родину брат Иокасты Креонт получает суровый отпор со стороны Тесея. Не находит сочувствия у Эдипа и Полиник, явившийся к нему за благословением в борьбе против брата Этеокла: Эдип проклинает обоих сыновей, изгнавших его из Фив, и предсказывает им взаимную гибель в предстоящем сражении. Удары грома дают понять Эдипу, что его ждут владыки подземного мира. Ведомый какой-то силой свыше, он сам находит путь к месту своего успокоения и разрешает лишь Тесею присутствовать при своей безболезненной кончине: Эдипа поглощает разверзшаяся земля, и место, где это произошло, остаётся вечной тайной, которую Тесей имеет право только перед смертью передать своему наследнику. В таком варианте миф об Эдипе известен по трагедиям Софокла «Царь Эдип» и «Эдип в Колоне». Другие источники сохранили более ранние или местные версии мифа. В одном из вариантов мифа родители не подбрасывают Эдипа на Кифероне, а опускают в ковчежке в море, и волна прибивает его к берегу у того же Коринфа или у Сикиона; здесь ребенка подбирает жена местного царя, занятая стиркой белья. Способ спасения Эдипа, изложенный Софоклом (передача ребенка одним пастухом другому), является изобретением поэта; по другим версиям, Эдипа находят пастухи (среди которых он вырастает) или случайный прохожий, т.е. люди, не знающие о месте его рождения. Существенно различаются и обстоятельства его встречи с Лаем и прибытия в Фивы. Согласно одному из вариантов, Эдип отправляется на поиски упряжки, похищенной у коринфского царя, которого он считает отцом, при этом он сталкивается с незнакомым ему Лаем и убивает его, после чего благополучно возвращается к Полибу, сняв с убитого пояс и меч. Впоследствии уже став царем Фив, Эдип однажды проезжает с Иокастой мимо места, где произошло убийство, сообщает о нём жене и в доказательство показывает взятые тогда трофеи. Иокаста узнает в своём новом супруге убийцу прежнего, но не открывает ему тайну и тем более не подозревает в Эдипе некогда подброшенного сына. В этой связи особое значение приобретает версия, в которой применительно к Эдипу разрабатывается мотив богатырского сватовства: Креонт, оставшийся правителем Фив после гибели Лая, назначает руку овдовевшей царицы вместе с царским престолом в награду тому, кто избавит город от Сфинкс. На этот призыв откликается Эдип и побеждает чудовище в сражении. Состязание со Сфинкс в умственных способностях заменяет первоначальную физическую победу над ней, вероятно, не раньше 7 в. до н.э., в эпоху расцвета нравоучительных жанров и всякого рода загадок и фольклорных головоломок.

Значительно отличаются от софокловской версии также варианты предания о происхождении детей Эдипа. Согласно «Одиссее» (XI 271—280), боги скоро открыли тайну кровосмесительного брака Эдипа, вследствие чего его мать (у Гомера она зовется Эпикастой) повесилась, а Эдип продолжал царствовать в Фивах и умер, преследуемый эриниями. Вторую жену Эдипа аттический автор нач. 6 в. до н.э. Ферекид называет Эвриганией и от этого брака производит четырех детей Эдипа, упомянутых выше.

Первоначальным ядром мифа об Эдипе следует, очевидно, считать древнейший фольклорный мотив о сражении не узнавших друг друга отца с сыном, в том же варианте, при котором сын побеждает отца как более молодой и сильный соперник. Этот сюжет восходит к периоду матрилокального брака, когда сын не может знать своего отца, ибо воспитывается в роду матери, при достижении зрелости отправляется на поиски отца, и, не узнав его, вступает в сражение с ним. На греческой почве такой мотив в наиболее чистом виде засвидетельствован в мифе о гибели Одиссея в сражении с Телегоном, его не узнанным сыном от Кирки; вариантом того же мотива можно считать смерть Акрисия от руки его внука Персея, выросшего на чужбине.

В случае с Эдипом матрилокальный брак заменяется воспитанием подброшенного младенца вдали от места рождения, что в конечном счёте приводит к тому же результату; обычному в таких случаях посмертному «узнаванию» отца в упомянутых выше вариантах мифа об Эдипе соответствует опознание Иокастой в Эдипе убийцы её первого мужа.

Мифы древнего Рима и Греции

  1. Геракл
  2. Земля обетованная
  3. Проделки Геры
  4. Аргонавты отправляются в путь
  5. Наука гераклу
  6. Психея
  7. Шкатулка Пандоры
  8. Немейский лев
  9. Распря
  10. Страшная месть Ясону
  11. Тифон
  12. Нимфы
  13. Освобождение богов
  14. Встреча Тесея с отцом
  15. Рог изобилия
  16. Бог Янус
  17. Богини Хариты
  18. Сирены
  19. Бог Уран
  20. Керинейская лань
  21. Богиня Венера
  22. Стрела Эрота
  23. Одиссей
  24. Лернейская гидра
  25. Гарпии
  26. Горгульи
  27. Богиня Персефона
  28. Василиск
  29. Возмездие Эдипу
  30. Укус овода
  31. Знаки зодиака
  32. Троя. Десятый год войны
  33. Пандора
  34. Ариадна
  35. Богини Еринии
  36. Дриады
  37. Бог Меркурий
  38. Ламия
  39. Яблоки Гесперид
  40. Маны
  41. Бог Нептун
  42. Геракл и Деянира
  43. Геракл
  44. Зевс Олимпийский
  45. Сражаются греки и троянцы
  46. Детство Тесея
  47. Смерть Гектора
  48. Смерть Пелия
  49. Эней
  50. Нарцисс
  51. Олимпийские игры в греции
  52. Возвращение Тесея
  53. Рем и Ромул
  54. Мужество юного Патрокла
  55. Полифем
  56. Черные паруса
  57. Битва с Химерой
  58. Медея
  59. Война с титанами
  60. Питомец кентавра
  61. Загадка Сфинкса
  62. Золотое руно
  63. Бог Арес
  64. Тесей
  65. Яблоко раздора
  66. Обретение Золотого руна
  67. Минотавр
  68. Египтиады и Данаиды
  69. Как разыскали Ахилла
  70. Авгиевы конюшни
  71. Великая обида Ахилла
  72. Амазонки
  73. Богини Музы
  74. Кентавры
  75. Как наводился в мире порядок
  76. Заговор богинь
  77. Спасение Зевса
  78. Богиня Кибела
  79. Богиня Немезида
  80. Ахилл и Гектор
  81. Укрощение трехглавого пса
  82. Первая в мире конституция
  83. В поверженной Трое
  84. Орфей
  85. Эдип
  86. Ребенок, названный Эдипом
  87. Бог Юпитер
  88. Персей
  89. Танталовы муки
  90. Гибель Тесея
  91. Прозрение Эдипа
  92. Богиня Аврора
  93. Падение и гибель Трои
  94. Откуда взялись сороки
  95. Огонь любви и ненависти
  96. Андромеда
  97. В царстве теней
  98. Богиня Артемида
  99. Грации
  100. Любовь и смерть Антиопы
  101. Бог Дионис
  102. Троянская война.
  103. Бог Посейдон
  104. Троя. Первое сражение
  105. Кольцо Миноса
  106. Гиппогриф
  107. Тайна троянского коня
  108. Богини Эвмениды
  109. Жертвенность Ифигении
  110. Страшные дети Неба и Земли
  111. Первые подвиги Тесея
  112. Ахиллесова пята
  113. Похищение Европы
  114. Бог Марс
  115. Смерть Геракла
  116. Цирцея
  117. Детство Зевса
  118. Менады
  119. Европа
  120. Зевс Олимпийский
  121. Марафонский бык
  122. Карфаген должен быть построен!
  123. На родину предков
  124. Бог Аид
  125. Сизифов труд
  126. Богини Мойры
  127. Сатиры
  128. Тесей и амазонки
  129. Лавровый венок
  130. Девять муз
  131. Наследник Афин
  132. Бог Гермес
  133. Схватка с Антеем
  134. Горгоны
  135. Грифон
  136. Изгнанник Беллерофонт
  137. Ясон
  138. Вепрь из Эриманфа
  139. Гении
  140. Бог Пан
  141. Пенаты
  142. Победа над Минотавром
  143. Колосс Родосский
  144. Вперед, на Трою
  145. Пророчество Эдипу
  146. Лары
  147. Гермафродит
  148. Ясон и Пелий
  149. Бог Аполлон
  150. Богиня Фемида
  151. Чем этот берег хуже?
  152. Богиня Ирида
  153. Богиня Миневра
  154. Боги
  155. Богиня Диана
  156. Богиня Афродита
  157. Богиня Геката
  158. Клятва Эдипа
  159. Химера
  160. Богиня Афина
  161. Прекрасная Елена
  162. Гектор
  163. Как поделили власть на Олимпе
  164. Нить Ариадны
  165. Ахилл